Колеса являются самой уязвимой деталью любой тележки. Даже самые лучшие колеса, даже при грамотной и аккуратной эксплуатации рано или поздно выходят из строя. Кроме того, достаточно часто возникают ситуации, когда имеющиеся колеса не удовлетворяют каким-то требованиям: пачкают пол, имеют тяжелый ход и т.д. В этом случае встает вопрос о замене колес для тележки. Выбирая колеса для тележки, следует учитывать ряд важнейших факторов, влияющих на удобство эксплуатации и срок службы колес. Существуют два типа колес: колеса без кронштейна и колеса с кронштейном (колесные опоры). Колеса без кронштейна используются в гидравлических и в ручных двухколесных тележках. Колесные опоры используются в платформенных тележках. Колесная опора состоит из колеса и соединенного с ним кронштейна. Колесная опора может быть поворотной и неповоротной. Поворотные колесные опоры способны вращаться вокруг своей оси, повышая тем самым маневренность тележки. Тележка, оснащенная поворотными колесными опорами, может свободно поворачиваться в любом направлении в процессе движения. Поворотные ролики могут комплектоваться тормозами для обеспечения надежности и безопасности движения. Неповоротные опоры жестко фиксированы и не могут вращаться вокруг своей оси, что обеспечивает стабильное направление движения тележки. Предпочтение тому или иному виду колесных опор следует отдавать с учетом условий эксплуатации. Если тележка используется для транспортировки легких грузов в ограниченном по ширине пространстве (узкие коридоры, малые расстояния между стеллажами), где важна высокая маневренность, все четыре колеса должны быть поворотными. Для работы с тяжелыми грузами на более открытом пространстве подойдет схема «две поворотных – две неповоротных опоры»: в этом случае тележка приобретает большую устойчивость при передвижении по прямой. Важнейшей деталью колеса являются подшипники, оказывающие огромное влияние на ходовые качества и легкость эксплуатации тележки. В колесах для тележек используются подшипники скольжения, роликовые подшипники и шариковые подшипники. Подшипники скольжения – самый простой и дешевый вариант, допустимый при редком использовании и низких скоростях. Роликовые подшипники компактны, долговечны, практически не требуют ухода, чаще всего используются в транспортных тележках. Шариковые подшипники отвечают самым строгим требованиям в отношении ходовых качеств, их использование оптимально при высоких темпах эксплуатации тележки. Колеса для тележек изготавливаются из различных материалов: полиамида, металла, полиуретана, нейлона. Верхний слой колеса (шинка), контактирующий с поверхностью пола, изготавливается, как правило, из резины или полиуретана. Колеса для тележек могут быть монолитными, в этом случае колесо и шинка изготавливаются из одного материала. Выбор материала колес зависит от условий эксплуатации. При высоких ударных нагрузках лучше выбрать колеса с эластичным резиновым покрытием. На складах пищевой или фармацевтической продукции оптимальным вариантом являются колеса из мягкой серой резины, не пачкающей пол. Для складов, где колеса могут контактировать с химическими веществами (кислотами, щелочами, нефтепродуктами и т.д.), предпочтение следует отдать колесам из полиамида и полиуретана. В случае, когда тележка используется на улице, лучшим вариантом являются пневматические колеса, имеющие рифленую поверхность. Для большинства российских складов, не имеющих идеально ровного и гладкого пола, оптимально использование металлических колес с шинкой из эластичной резины. Оптимальная грузоподъемность рассчитывается по формуле: L1 – масса транспортируемого груза L2 – собственная масса тележки N – число колес Следует учитывать, что заявленная производителем грузоподъемность определена в результате тестирования колес в оптимальных условиях: скорость до 4 км/ч, температура окружающей среды от +5ºС до +40ºС, относительная влажность от 40% до 80%, отсутствие химически активных веществ, ровное напольное покрытие без препятствий. При отсутствии таких условий следует выбирать колеса с запасом грузоподъемности. |